Играем в пальчиковые игры.

Опубликовано в Развитие детей

mama-i-rebenok1Каждый маленький  человек, едва появившись на свет, уже  уникален и талантлив. Поэтому перед  родителями стоит непростая, но очень  важная задача – воспитать его, вырастить  как гармоничную, целостную личность. Для этого с самого раннего  возраста малышу необходимы игры и  занятия, развивающие его способности  и таланты.

Большинство психологов и логопедов давно сошлись  во мнении, что развитие головного  мозга напрямую связано с двигательными  функциями детского организма, а  речевая активность – с деятельностью  рук ребенка. Поэтому, когда мы развиваем  мелкую моторику пальцев, разнообразим тактильные впечатления малыша, мы оказываем огромное влияние на его  речь, гармонизируем ее, снижаем  проявление дефектов и даже снимаем  психическое напряжение.  С этой точки зрения, пальчиковые игры – прекрасный способ одновременно развивать и развлекать ребенка.

Пальчиковые игры – это совокупность упражнений, состоящих из разучиваемых текстов, часто созданных на фольклорной основе, и пальчиковой гимнастики. Стихотворения, которые малыш сначала просто слышит от родителей, а потом постепенно запоминает и учится произносить самостоятельно, стимулируют развития памяти, фантазии, учат разнообразному выражению эмоций.   В свою очередь, движения пальцев, кистей, рук помогают развивать координацию, пространственное мышление (ребенок осваивает понятия «выше-ниже», «справа-слева» и т.д.), способность концентрироваться.  Важно, что движения правой и левой рук контролируются соответственно правым и левым полушариями, поэтому важно научить ребенка повторять движения сначала одной, потом другой, а затем и обеими руками одновременно.

Помимо физиологического развития, пальчиковые игры важны и для эмоционального, психологического состояния малыша. Во время игры мама или папа сажают ребенка на колени, ласково прикасаются к нему, обнимают, хвалят – этот тесный контакт, который устанавливается между ним, создает атмосферу безопасности, комфорта и любви.

Все разнообразие пальчиковых игр можно условно разделить на группы, соответствующие возрасту ребенка.

До 1,5 лет игры в форме показа или гимнастики, массажа рук и пальцев малыша.

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила, (водим пальцем по открытой ладошке ребенка, можно водить указательным пальчиком его второй руки)

Этому дала, этому  дала, этому дала и этому дала (по очереди загибаем пальчики)

А этому не дала (легко массируем оставшийся пальчик)

Ты дров не рубил, воду не носил, кашу не варил (разгибаем пальчики обратно)

Тебе нет ничего!

«Комарики»

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились, в  ушко вцепились,

В щечку вцепились, в носик вцепились!

Закусали нас комарики!

Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»

mama-i-rebenokВ этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая  комариков, жужжит «Вз-з-з-з!» Когда  комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т.д. На словах «Кыш-кыш!»  машем кистями рук. Потом научить  всем движениям ребенка.

Для детей 2-3 лет игры можно разнообразить, надев на пальцы бумажные колпачки с нарисованными на них лицами, или фломастером нарисовать их на подушечках пальцев. Можно также вырезать из цветной бумаги косынки, платья, хвостики, гребешки и другие атрибуты. «Паучки»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки  (руки скрещены, пальцами изображаем паучков, которые «бегут» по предплечью одной, потом другой руки)

Дождик с неба вдруг полил (пальцы расслаблены, кистями делаем стряхивающие движения)

Паучков на землю  смыл (хлопаем ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать (соединяем растопыренные ладошки, покачиваем)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все  детки, чтобы погулять на ветке. (движение такие же, как в начале)

«Петя-петушок»

Петя, Петя-петушок  (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)

Шелкова головушка  (гладим по голове)

Масляна бородушка  (гладим по подбородку)

Что ты рано встаешь  (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

Голосисто поешь, детям  спать не даешь (руки складываем под щекой)

В этом возрасте можно  и нужно предлагать детям самим  делать какие-то движения или даже отдавать самостоятельные роли в небольших  сказках. Наборы для таких мини-постановок (сказки «Колобок», «Репка» и т.д.) можно найти в магазинах, но гораздо  интереснее изготовить куколок из подручных  материалов (цветной бумаги, ниток, лоскутков ткани и меха) самим  вместе с ребенком. Этот творческий процесс не только будет увлекательным  путешествием в мир любимой сказки (с которой лучше познакомить  ребенка заранее, чтобы персонажи  стали старыми знакомыми), но и будет полезным для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия вашего малыша.

Мир пальчиковых игр разнообразен и увлекателен, и если приложить немного фантазии и терпения, то он станет прекрасной основой для гармоничного, всестороннего развития вашего любимого малыша!